Главная » От 0 до 3 лет » Развитие ребенка » Психоэмоциональное развитие » Наблюдение за нервно-психическим и психомоторным развитием
Версия для печати

Наблюдение за нервно-психическим и психомоторным развитием

Первый год жизни ребенка - это пе­риод адаптации его к внешнему миру. За 12 месяцев малышу предстоит пройти огромный путь - научиться сидеть, вста­вать на ноги, делать первые шаги, про­износить первые звуки и слова.


Новые навыки и умения приходят к нему в определенной последователь­ности, но, конечно, при условии пра­вильного ухода и развивающих заня­тий.

Родителям необходимо знать, что наблюдение проводится за различными показателями в зависимости от возраста малыша.

Период новорожденности:

● зрительные ориентировочные реакции;

● слуховые ориентировочные реакции.


1–3 месяца

● зрительные ориентировочные реакции;

● слуховые ориентировочные реакции;

● эмоциональные реакции;

● движения общие;

● голосовые реакции.


4–5 месяцев

● зрительные ориентировочные реакции;

● слуховые ориентировочные реакции;

● эмоциональные реакции (только в 4 мес.);

● движения общие;

● движения руки;

● навыки.


6 месяцев

● слуховые ориентировочные реакции;

● движения общие;

● движения руки;

● активная речь;

● навыки.


7–12 месяцев

● движения общие;

● понимание речи;

● активная речь;

● действия с предметами;

● навыки.


Наблюдение за нервно-психическим развитием ребенка поможет родителям распознать особенности формирования личности ребенка и определить эффективность выполнения профилактических мероприятий. Для этого необходимо знать характерные для детей данного возраста особенности.

Одной из них является быстрый темп развития. Чем младше ребенок, тем быстрее темп его развития, тем чаще должны меняться условия воспитания. Поэтому на первом году ребенок и осматривается педиатром ежемесячно.


Следующая особенность, которая характеризует развитие малыша - неравномерность созревания структур, функций мозга, и следовательно, формирования способностей, умений, навыков ребенка.


Ученые обосновали физиологический подход к воспитанию детей раннего возраста на основе определения ведущих линий в развитии ребенка на каждом возрастном этапе. Так первый год жизни – время эмоционально-делового общения ребенка со взрослым. На первом году жизни в 6-9 месяцев формируются жизненно важные двигательные умения: ползание, умение садиться, вставать, переступать вдоль барьера. Умение ползать обеспечивает активное бодрствование ребенка, способствует раз витию мускулатуры, формирует познавательную сферу. Родителям в данный период необходимо быть крайне внимательными к изменениям, происходящим в нервно-психической и психомоторной сфере малыша, поскольку на приеме у педиатра умения и навыки ребенка оцениваются в частности и со слов матери.


Необходимо так же уделять серьезное внимание функциональному состоянию организма малыша.


В частности для детей первого года жизни очень важно эмоциональное состояние. Оно может быть - положительное, отрицательное, неустойчивое, малоэмоциональное.


Необходимо так же обратить внимание на такие функциональные особенности как:


Засыпание - спокойное, быстрое, длительное, беспокойное, с воздействием на ребенка.


Сон (дневной - ночной) - глубокий, неглубокий, спокойный, беспокойный, прерывистый, длительный, укороченный, чрезмерно длительный.

Аппетит и пищевое поведения - хороший, неустойчивый, плохой, избирательный, повышенный отказ от пищи, много нелюбимых блюд, мало ест, ест очень медленно, набирает в рот и не жует, не умеет жевать, сосет пищу, безразличен к еде, ест через силу, ест с жадностью, оставляет (недоедает всегда).


Характер бодрствования - активный, малоактивный, пассивный.


Взаимоотношение со взрослыми - положительные, отрицательные, отсутствие взаимоотношений, инициативные, ответные, неустойчивые.

Взаимоотношения с детьми - положительные, отрицательные, отсутствие взаимоотношений, инициативные, ответные, неустойчивые.

Отрицательные привычки (автоматизмов, стереотипов) – нет отрицательных привычек; сосет пустышку, палец, язык, губу, одежду, раскачивается, выдергивает, крутит волосы, шмыгает носом, наморщивает лоб или нос, часто моргает, агрессивен - кусается, царапается и др.

Другие индивидуальные особенности - контактен, доброжелателен, груб, ласков, навязчив, любознателен, не интересуется окружающими, инициативен, деятелен, двигательно расторможен, заторможен, подвижен, уравновешен, медлителен, легко утомляем, боится темноты и др.


Оценка нервно-психического развития ребенка может быть следующая:


● Нормальное нервно-психическое развитие

1. Дети с развитием по всем показателям, соответствующим возрастной норме.

2. Дети с опережением в развитии по одному или нескольким показателям.


● Группа внимания

1. Дети с опережением в развитии по одному или нескольким показателям на 2 и более месяца.

2. Дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 1 месяц.


● Группа риска

1. Дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 2 месяца.