Главная » От 0 до 3 лет » Развитие ребенка » Психоэмоциональное развитие » Поговори со мною, мама: развиваем речь
Версия для печати

Поговори со мною, мама: развиваем речь

В среднем к полутора годам ребенок знает 30-40 слов, однако число это может варьироваться как в большую, так и в меньшую сторону. Разумеется, если ребенок не говорит вообще, имеет смысл обратиться к специалисту. Во всех остальных случаях достаточно просто помогать малышу развивать речь.

Поговори со мною, мама: развиваем речь Даже если к 1 году 4 месяцам малыш знает 40 и больше слов, скорее всего, он использует их не все и не так уж часто, предложений еще не составляет, а в незнакомой обстановке и вовсе может растеряться и замолчать. Выговаривает слова он пока что не очень правильно, поэтому лучше всего малыша понимают домашние. Однако, чтобы ребенок старался четче артикулировать, использовал словарный запас по максимуму, учил новые слова, ему следует больше общаться не только с теми, кто понимает его с полувзгляда. Для развития речи необходим стимул: в данном случае это желание объяснить, чего ты хочешь, тому, кто понимает тебя не так быстро, как мама. Для этого малышу следует чаще общаться как с другими детьми, так и со взрослыми, в том числе и разговаривать по телефону: так ребенок привыкнет определять звуки на слух, не видя мимики, которая упрощает понимание.


Как же «разговорить» ребенка? Общаться с ним, причем нормальным языком, не сюсюкать, не коверкать слова, - хотя, разумеется, можно выбирать более легкие для восприятия и произнесения варианты. Однако не обязательно общаться с малышом исключительно простыми словами: даже если сейчас он не может повторить за вами какое-то слово, оно обязательно останется у него в памяти, а следовательно, и в пассивном словаре, откуда со временем перейдет в активный.

 

Читайте ребенку сказки, потешки: существует множество потешек на все случаи жизни, к тому же, поскольку потешки рифмованные, короткие и часто сопровождаются действиями, дети их легко и охотно запоминают. На прогулке рассказывайте обо всем, что вы видите, называйте предметы, действия. Показывайте картинки, просите описать, что происходит на рисунке (кукла гуляет, мишка спит и т.п.). Занятия, развивающие мелкую моторику, также стимулируют и развитие речи, поскольку центры, отвечающие за это, в мозгу расположены рядом.

 

И главное – не сравнивайте ребенка со сверстниками: даже если сейчас он говорит не так хорошо, со временем непременно наверстает.