» » »
Версия для печати

«Ручной» ребенок: свободу маме!

Чтобы малыш рос спокойным и уверенным, ему необходим тактильный контакт с мамой, особенно в первый год жизни. Но как быть, если ребенку исполнился год, однако он по-прежнему не отпускает маму ни на шаг, а у нее уже нет возможности постоянно носить его на руках?

К маме на ручкиТак нужно или не нужно специально отучать ребенка от рук? Как и в случае со многими другими аспектами воспитания, однозначного ответа на этот вопрос нет: все зависит от того, насколько ситуация устраивает маму и ребенка. Если вы можете себе позволить не разлучаться с ребенком, если и вам, и ребенку это в радость – тогда, разумеется, нет необходимости силой приучать его и себя к ненужному лично вам порядку. Однако, если у вас уже не хватает ни сил, ни терпения, ни времени носить ребенка на руках (например, решили выйти на работу, или просто устали и вам нужно больше личного времени) – тогда, разумеется, отучать ребенка от рук можно и нужно, но будьте готовы к неизбежным слезам и капризам.

 

Если ребенок плачет и ни в какую не хочет отпускать вас от себя, в первую очередь, необходимо выяснить причину слез: быть может, он плохо себя чувствует (например, режутся зубки или поднялась температура). Если же ребенок здоров и плачет не потому, что болеет, имеет смысл скорректировать правила общения – но, разумеется, менять их нужно постепенно, чтобы ребенок не чувствовал себя брошенным и не страдал от «тактильного голода». Постарайтесь перестроить режим дня: больше занимайте ребенка активными играми (по возможности на свежем воздухе), приучайте к самостоятельным занятиям (либо дома, с книгами и игрушками, либо в школе раннего развития). Не бойтесь оставлять малыша на родственников или няню: если ребенок совершенно «ручной» и прежде не разлучался с вами дольше чем на полчаса, то сперва уходите ненадолго и постепенно увеличивайте время своего отсутствия. Ну и, разумеется, вернувшись домой, обязательно найдите время на то, чтобы обнять ребенка, посидеть с ним вдвоем.

Ребенка старше года необходимо приучать к таким понятиям, как «можно» и «нельзя»: объяснять ему, что сейчас мама не может взять его на руки, потому что она занята, у нее есть другие дела. И главное тут – тон, которым вы сообщите ребенку эту информацию: если в глубине души вы испытываете чувство вины, считаете себя «плохой матерью», малыш непременно почувствует ваше состояние и, разумеется, начнет капризничать и настаивать на своем. Если же вы уверены в своем праве на личное время, на собственные дела и интересы, то ваша спокойная уверенность передастся ребенку – более того, со временем он обязательно усвоит эту модель поведения и, когда подрастет, будет с уважением относиться к своему и чужому выбору и личному пространству.