» » »
Версия для печати

Правила поведения: можно и нельзя

Ситуация, в которой ребенок, услышав «нельзя», все равно настаивает на своем (плачет или пытается и дальше делать то, что запретили), знакома всем родителям. Как же объяснить ребенку, что такое «нельзя»? Как научиться «правильно» запрещать?

Запреты, понимание запретовПожалуй, едва ли не самое главное в отказе – это интонация, с которой вы говорите ребенку «нельзя». Запрещать что-либо нужно спокойно и уверенно, так, чтобы и по тону, и по лицу вашему было понятно – «нет» значит «нет», и возражения, а также крики, слезы и истерики тут бесполезны. Возможно, с первого раза ребенок вас не послушается, а то и решит проверить, насколько серьезны ваши слова (особенно если он переживает «кризис 1 года» с характерным для него упрямством и перепадами настроения. Если ребенок пытается сделать что-то, несмотря на словесный запрет, подкрепите слова действием – отвлеките малыша или унесите в другую комнату, замените опасный предмет на безопасный (в зависимости от того, что вы ему запрещаете).

 

Нужно ли объяснять ребенку, почему вы запрещаете ему что бы то ни было? Безусловно. Но тут важно выбрать удачный момент. Если ваш запрет или отказ вызвал у малыша слезы, дайте ребенку время успокоиться – пока он плачет, он все равно вас не услышит и не поймет. Объяснять что-либо следует только в спокойной обстановке, мягко и терпеливо.


Повышение голоса или, того хуже, крик ребенок может «считать» как нелюбовь («если мама мне что-то запрещает, значит, она меня больше не любит»). Несмотря на растущее стремление к самостоятельности, малыш в этом возрасте по-прежнему воспринимает маму как часть себя самого, а следовательно, ждет, что она будет выполнять все его желания. Он не понимает, что ограничения служат для его же безопасности и блага, поэтому ваше спокойствие и уверенность в собственной правоте – залог того, что запрет не вызовет у ребенка ни сомнения в маминой и папиной любви, ни в собственной безопасности.


Можно ли разрешать ребенку то, что до этого запрещали? Конечно, если речь идет о ситуативных решениях: например, играть во время еды нельзя, а вот потом – сколько угодно. Но есть и абсолютные запреты, которые нельзя отменять ни в каком случае: как правило, это всё, что касается безопасности ребенка. И, конечно же, то, что один из родителей запретил, другой не должен разрешать.


И помните: не стоит говорить «нельзя» без веского повода - например, когда ребенок проявляет обычное для его возраста любопытство, но жизни его при этом ничего не угрожает. В противном случае существует риск, что вы или отобьете у ребенка охоту исследовать окружающий мир, или он перестанет воспринимать ваши запреты всерьез.