» » »
Версия для печати

Обучающие методики

Здоровое любопытство, стремление исследовать окружающий мир, узнавать и пробовать новое – в норме все эти качества присущи каждому ребенку. И главная задача родителей – поощрять его тягу к познанию, не забывая о том, что развитие непременно должно быть всесторонним. А где именно заниматься, дома или на специальных курсах, зависит от решения родителей и склонностей ребенка.

Обучающие методикиТак как же все-таки правильно заниматься с ребенком: самостоятельно, дома, или же отдавать его в школу раннего развития? Какую методику выбрать? Чему уделить особенное внимание? Универсального ответа на эти вопросы не существует: каждый родитель должен выбирать развивающие курсы, кружки или методические пособия исходя из интересов ребенка.

 

Готовность к школе – это не только умение читать, писать и считать. Ребенок должен уметь выражать свои мысли, ориентироваться в окружающем мире, оперировать простыми понятиями (например, знать, что такое «меньше», «ближе», «быстрее» и т.п.). Необходимо расширять кругозор ребенка, развивать его память и внимание, поддерживать в нем интерес к познанию, объяснять простые вещи: что хорошо, что плохо, как можно поступать, как нельзя и т.п. Даже если вы выберете самые лучшие курсы или обучающую методику, главное все равно закладывается в семье.


Какие существуют обучающие методики?


Методика Марии Монтессори делает акцент на самостоятельности ребенка в процессе познания: он сам решает, чем именно сейчас хочет заниматься, а педагог лишь помогает, подсказывает ему. Упражнения на развитие речи, мелкую моторику, рисование, пение, танцы – все это и многое другое способствует всестороннему развитию ребенка.


Методика Николая Зайцева – слоговой метод обучения чтению (т.н. «кубики Зайцева»). Достоинство этой методики в том, что с ее помощью можно заниматься с ребенком самостоятельно. Существуют также арифметические карточки Зайцева: они позволяют обучить ребенка счету.


Вальдорфская методика направлена в основном на развитие творческих способностей ребенка, т.е. ни читать, ни писать там специально не учат. Она прекрасно подойдет активным и творческим детям в качестве дополнительной развивающей методики – при условии, что чтением, счетом и письмом вы будете заниматься с ребенком самостоятельно.


Разумеется, помимо перечисленных, существуют и другие обучающие системы. Обычно в центрах раннего развития либо придерживаются какой-то одной, либо сочетают сразу несколько методик.


Как заниматься с ребенком дома?


Самостоятельная подготовка к школе не должна ограничиваться обучением письму, чтению и счету (кстати, для этого отлично подойдут материалы систем, о которых говорилось выше – те же кубики и арифметические карточки Зайцева). Необходимо развивать память и аналитическое мышление ребенка: заучивать с ним наизусть песни, стихотворения, просить его пересказывать прочитанное. Также нужно делать упражнения на развитие мелкой моторики ребенка - например, рисовать, лепить из пластилина, раскрашивать картинки: все это также помогает развить творческие способности. Если у ребенка есть склонность к рукоделию, можно делать с ним вместе поделки; девочку - научить шить, вязать и т.п., мальчика – выжигать, собирать модели автомобилей и т.п.


Во время занятий не давайте ребенку отвлекаться, но и не перегружайте его: у ребенка обязательно должно быть время на игру и на отдых. Бегать во дворе, играть в песочнице, - все это тоже развитие. И помните: главное – позаботиться о том, чтобы ребенок пошел в школу здоровым, активным, и не отбить у него интерес к учебе.