» » »
Версия для печати

Рамки дозволенного

Дошкольный возраст с его «кризисом 3 лет», первым опытом общения в детском коллективе, капризами и стремлением к самостоятельности - серьезное испытание для родителей. Как же сгладить острые углы и не потерять контакт с ребенком?

Рамки дозволенногоРано или поздно каждый ребенок пытается определить, какое именно место занимает в мире вообще и в семейной иерархии в частности. Он ищет ответы на вопросы: «Кто я? Что мне можно, что нельзя? Что скажет мама, если я поступлю в этой ситуации по-своему? Как отреагирует сверстник, если я отберу у него игрушку?» Разумеется, все эти вопросы ребенок не задает напрямую, но именно они лежат в основе «проблемного» поведения.


Первое и главное правило в ситуации, когда ребенок словно специально играет на нервах, проверяет пределы вашего терпения, - это сохранять спокойствие. Ведь спокойствие – это привилегия старшего. Ребенок ведет себя так вовсе не потому, что хочет вас помучить или обидеть. Он подсознательно ждет, что вы покажете ему: вы здесь главный, вы сильный, вы старший, авторитет на вашей стороне, вы контролируете ситуацию. Вы несете ответственность, вы принимаете решения, и последнее слово тоже за вами. Обратите внимание, что дети чутко улавливают настроение родителей, поэтому любые замечания ребенку необходимо делать спокойным, ровным тоном. Если чувствуете, что именно сейчас это невозможно – дайте себе время успокоиться, а потом побеседуйте с ребенком. Например, если он делает то, что вы ему запрещаете, или капризничает, упрямо требует что-то купить, объясните ему, что понимаете его чувства и желания, что вы его любите, но все равно так вести себя нельзя. Любить – не значит потакать во всем: разумная строгость в воспитании – благо для ребенка. Даже если он «покушается» на вашу власть, все равно ответственность ему пока что не по возрасту и не по силам, а следовательно, он должен слушаться старших.


А что делать, если ребенок конфликтует со сверстниками? Ждать, что «сами разберутся», или вмешаться? Разумеется, ответ зависит от ситуации: если в одном случае детям будет полезно самим попробовать выстроить отношения, то в другом без вмешательства родителей не обойтись. Необходимо четко объяснить ребенку: свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого. Для вас он, безусловно, самый лучший в мире, но другие дети для своих родителей – точно так же лучшие в мире. Необходимо уважать окружающих, считаться с ними, учиться думать не только о себе, но и о других. Ребенку, у которого есть братья или сестры, или тем, кто с ранних лет ходит в детский сад, усвоить это обычно проще, поскольку у них уже есть опыт социализации. Немного труднее будет «домашним» детям. Однако сделать это необходимо, потому что в противном случае в школе ребенку будет освоиться нелегко.


И помните: главное – не только отстоять перед ребенком свой родительский авторитет, но сделать это с любовью, уважением и вниманием к его чувствам. Так вы научите его правильно выстраивать отношения с окружающим миром: этот урок пригодится ему во взрослой самостоятельной жизни.