» » »
Версия для печати

Современные подходы к оздоровлению часто болеющих детей

Частые заболевания респираторного тракта объясняются многообразием возбудителей, а также легкостью передачи возбудителя от одного человека к другому. У школьника, который посещает организованный детский коллектив (школу, кружки и секции) риск заболеть очень высок.



Часто болеющие детиКто такие часто болеющие дети (ЧБД)

Ведущее место в структуре патологии у младших школьников занимают болезни органов дыхания, среди которых наиболее часто встречаются ОРЗ и ОРВИ. Главная роль в формировании высокого уровня детской заболеваемости респираторными инфекциями принадлежит контингенту часто болеющих детей (ЧБД), который составляет от 15% до 25%. Часто болеющие дети – это не нозологическая форма и не диагноз, а группа диспансерного наблюдения. Детей школьного возраста, болеющих 4 и более раз в год, принято относить к часто болеющим.

 

Часто болеющие дети имеют худшие показатели физического развития, физиометрические данные (мышечная сила кистей рук и жизненная емкость легких), высокую распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний по сравнению с эпизодически болеющими сверстниками. У часто болеющих детей выявлены: большая частота высокого уровня тревожности, эмоционального неблагополучия, состояния выраженного стресса. У большинства часто болеющих детей повышенная заболеваемость ОРЗ и ОРВИ не связана с наследственными болезнями и приобретенной патологией, а сопряжена с изменениями иммунобиологических свойств организма.


Как правило, ЧБД попадают в «порочный круг»: на фоне ослабленного иммунитета ребенок переносит острую респираторную инфекцию, которая в свою очередь еще больше ослабляет иммунитет. 

Оздоровление детей, перенесших ОРЗ и ОРВИ 

Приступая к занятиям в школе после болезни, младшие школьники сразу включаются в учебный процесс и несут полную и даже повышенную учебную нагрузку, связанную с пропусками занятий. Это нагрузка часто не соответствует функциональным возможностям организма ребенка, поскольку клиническое выздоровление не совпадает с биологическим, которое наступает лишь спустя 3-6 недель после болезни и характеризуется полным восстановлением нарушенных функций и адаптивных возможностей организма. В этот момент различные компоненты режима (длительность занятий, питание, сон), чередование различных видов деятельности школьника оказывают тонизирующее и общеукрепляющее воздействие на его организм.

При восстановлении нарушенных функций и работоспособности ведущим является принцип ступенчатого (постепенного) включения организма в режим возрастающих нагрузок.

Щадящий режим дня 

Щадящий режим должен заключаться в следующем:

  • ограничении продолжительности учебных занятий в образовательном учреждении и дома;
  • освобождении в течение 3-4 недель от некоторых видов внеклассной деятельности: факультативных занятий, длительных экскурсий;
  • активном отдыхе на свежем воздухе 3-3,5 часа в день;
  • дневном сне (для учащихся 1-3-х классов) продолжительностью не менее 1 часа в течение 4-6 недель;
  • освобождении от занятий физкультурой на 1-2 недели, спортивных соревнований и туристических походов, связанных с интенсивной физической нагрузкой, интеллектуальных олимпиад и конкурсов.

Для учащихся 6-10 лет щадящий режим и оздоровительные мероприятия следует проводить в течение 4-5 недель. Часто болеющим детям щадящий режим и оздоровительные мероприятия целесообразно назначать после каждого перенесенного заболевания, даже если оно протекало в легкой форме. 

Питание

Для оздоровления учащихся, часто и длительно болеющих респираторными вирусными инфекциями, целесообразно 4-5-разовое питание, а также дополнительные белковые завтраки с употреблением продуктов, содержащих белки животного и растительного происхождения (мясные, молочные, рыбные, злаковые блюда, овощи, фрукты). В то же время необходимо исключить из питания фаст-фуд.

Организация домашних учебных занятий

Оздоровление учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, – большая и сложная проблема, и решить ее можно только совместными усилиями медицинских работников, родителей и педагогов.

Учащиеся должны выполнять домашние задания в несколько приемов с 10-20-минутными перерывами и не превышать существующих нормативов продолжительности занятий (в 1-м классе – до 1 часа; во 2-м классе – до 1,5 часа; в 3-4-м классах – до 2 часов). Режим приготовления домашних уроков должен особенно строго соблюдаться в течение 2-3 недель после болезни.

Организация досуга учащихся

Полученные научные данные о распространенности гипоксии среди детей, перенесших ОРЗ и ОРВИ, свидетельствуют о необходимости организации отдыха учащихся на свежем воздухе достаточной продолжительности – 3,5 часа для детей 6-10 лет. Для увеличения продолжительности пребывания ребенка на свежем воздухе родителям целесообразно продлить прогулку перед началом занятий – по дороге в образовательное учреждение и прогулку после окончания уроков, а также организовать отдых детей на свежем воздухе до и после приготовления домашних заданий.


Непосредственно после перенесенной ребенком респираторной инфекции родителям следует исключить из режима дня некоторые элементы досуга детей, связанные с большой физической и/или психоэмоциональной нагрузкой, – увеселительные поездки, посещения гостей и др.

В течение первых 2 недель продолжительность просмотров телевизионных передач учащимися не должна превышать 60 минут в день, то же можно отнести к использованию компьютера.

Дышим правильно

Существуют упражнения для развития носового дыхания:

1. Плотно закрыть рот, прижав одну ноздрю пальцем, медленно выдыхать и вдыхать воздух через другую, и наоборот.

2. Вдох одной ноздрей (вторая прижата), выдох другой (первая прижата).

3. Вдох медленный ртом, толчкообразный выдох носом.

4. Вдох и выдох через сомкнутые губы (углы рта растянуты).

5. Сомкнув губы, надуть щеки, после чего, прижав кулаки к щекам, медленно выдавить воздух через сжатые губы.

6. Вдох носом. На выдохе медленно произнести звук «М-М-М-М».

Статистика

Оздоровительные мероприятия обеспечат снижение заболеваемости ОРЗ и ОРВИ у часто болеющих детей в 4 раза при сокращении продолжительности каждого случая заболевания в среднем на 2 дня.


Организация щадящего режима дня для учащихся, перенесших ОРЗ и ОРВИ, существенно (в среднем в 2 раза) сокращает сроки «биологического» выздоровления, восстановления работоспособности детей, а также способствует снижению в 2-3 раза числа повторных респираторных инфекций, уменьшает частоту осложнений.