» » »
Версия для печати

Контроль за организацией физического воспитания детей и подросков

Одним из основных факторов сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, увеличения функциональных резервов их организма является физическая активность (ФА). ФА является биологической потребностью растущего организма, которая сложилась в процессе эволюционного развития. 
Физическая активность детей и подростковХарактерной особенностью жизнедеятельности современных детей и подростков является малоподвижный, «сидячий» образ жизни. Физическая инактивность растет во многих странах, что приводит к росту неинфекционных заболеваний и ухудшению здоровья населения в мире. По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) малоподвижный образ жизни находится на четвертом месте в ряду ведущих факторов риска смертности в странах с высоким уровнем дохода.
 
В связи с этим в последнее время в качестве приоритета общественного здравоохранения признается стимулирование физической активности, особенно среди детей и подростков.

Нормирование физической активности

Учитывая тот факт, что имеются предельные нагрузки, превышение которых вызывает ряд патологических изменений в различных органах и системах, важное значение имеет гигиеническое нормирование ФА.
 
Гигиенической нормой физической активности является такая величина ФА, которая полностью удовлетворяет биологическую потребность в движениях, соответствует функциональным возможностям организма, способствует укреплению здоровья, благоприятному и гармоничному развитию организма.
 
По рекомендациям ВОЗ детям и подросткам необходимы ежедневные физические нагрузки от умеренной до высокой интенсивности, в общей сложности не менее 60 минут не менее 5 раз в неделю. Рекомендованная ежедневная продолжительность может суммироваться в течение дня, однако продолжительность одного занятия не должна быть менее 10 минут. ФА, в зависимости от её частоты, продолжительности и интенсивности подразделяется на 3 категории – низкая, умеренная и высокая.

Характеристика физической активности (ФА) 

Малоподвижные занятия не должны продолжаться непрерывно более 2 часов. Физические нагрузки высокой интенсивности должны включаться в этот час и выполняться не менее трех раз в неделю. ФА продолжительностью более 60 минут в день принесет дополнительную пользу для здоровья. Оптимальный двигательный режим в школе создается при реализации не только уроков физической культуры, но и физкультурно-оздоровительных занятий в режиме учебного и продленного дня (гимнастика до уроков, физкультурные минутки на уроках, подвижные игры на переменах), организации внеклассной работы двигательной направленности (секции по видам спорта, кружки, группы ОФП и ЛФК), проведении физкультурно-массовых и спортивных мероприятий.
 
Поскольку двигательный режим школы не может полностью восполнить потребность ребенка в движении, необходимо организовать достаточную ФА вне школы. В настоящее время перечень предлагаемых дополнительных услуг в сфере физического воспитания и спорта достаточно широк. Можно посещать спортивную секцию или клуб, спортивные сооружения (бассейны, катки, стадионы, роллердромы, велотрассы и др.) и даже арендовать зал для групповых занятий, либо заниматься с индивидуальным тренером или инструктором.  
 
Если в качестве занятий ФА выбраны спортивная секция, необходимо помнить, что такие занятия являются высоко интенсивными. Для того чтобы занятия спортом не вредили здоровью, в первую очередь, необходимо получить допуск к посещению секции в отделениях (кабинетах) спортивной медицины амбулаторнополиклинических учреждений, врачебно-физкультурных диспансерах (центрах лечебной физкультуры и спортивной медицины).
 
Допуск к занятиям спортом оформляется на основании данных о заключении состояния здоровья, выполнения нагрузочных проб. Кроме того, должны проводиться периодические медицинские осмотры, а также соблюдаться сроки возобновления занятий после перенесенного острого заболевания.  
 
Важной составляющей ФА является участие в соревнованиях. Следует помнить, что к участию в соревнованиях необходим отдельный медицинский допуск. Если соревнования являются массовыми, в том числе школьные, межшкольные соревнования, к ним также необходим допуск врача. При допуске детей к массовым соревнованиям и спортивно-оздоровительным мероприятиям в образовательных организациях следует руководствоваться Рекомендациями по оказанию медицинской помощи обучающимся «Медицинский допуск несовершеннолетних к соревнованиям и спортивно-оздоровительным мероприятиям в образовательных организациях» (Рекомендации ФР-РОШУМЗ-13-2014).
 
Если ребенок ведет малоподвижный образ жизни, необходимо всячески побуждать его к разнообразной ФА, соответствующей возрасту и доставляющей ему удовольствие.
 
Для детей, ведущих пассивный образ жизни, рекомендуется постепенное повышение ФА. Следует помнить, что небольшая ФА лучше, чем ее полное отсутствие. Начинать заниматься ФА необходимо с небольших объемов ФА (30 минут ежедневно), постепенно увеличивая продолжительность и интенсивность.  При выборе любого дополнительного занятия для ребенка, в том числе и занятия ФА, необходимо понять, нравится ли данный выбор ребенку. Исследования НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ НЦЗД Минздрава России свидетельствуют о том, что треть детей, занимающихся в спортивных секциях, любят вид спорта, не совпадающий с их занятиями.  
 
И, конечно же, лучшим примером для ребенка будет его семья. В семьях, где взрослые ведут активный образ жизни, значительно больше детей имеют необходимый уровень ФА. В связи с этим очень важным является повышение ФА и среди взрослых.
 
Из РУКОВОДСТВа ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ и ПОДРОСТКОВ, МЕДИЦИНСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ