Сюжетно-ролевые игры для детей 2 лет

Ролевые игрыВ возрасте около двух лет игра у ребенка из взаимодействия с предметами (покатать машинку, одеть куклу) превращается в историю со связным, пусть и не очень длинным, сюжетом: например, отвести куклу и мишку на прогулку, а по возвращении накормить их обедом и уложить спать. Нетрудно заметить, что ребенок в этой игре повторяет хорошо знакомые ему действия мамы: в сюжетно-ролевых играх малыш воспроизводит то, что видит в реальной жизни. Он ведет машину (как папа), он гладит белье (как мама), он печет вкусный пирог (как бабушка). И не беда, если у него нет ни настоящего, ни игрушечного руля или утюжка: их функции с успехом выполняют предметы-заместители, так что рулем становится любой круглый домашний предмет. Появление в игре предметов-заместителей – важный признак того, что малыш растет, у него развивается воображение, творческие способности. Конечно, хорошо, если у ребенка есть специальные наборы игрушечной посуды, или аптечка, или, к примеру, игрушечные овощи и фрукты. Но если их нет, детская фантазия обязательно найдет выход: ведь мамина круглая расческа – прекрасный микрофон для маленькой певицы, а карандаш – отличный градусник для начинающего врача.


Разумеется, ролевым играм, как и многим другим, ребенка нужно учить, то есть играть с ним и первое время подсказывать ему развитие сюжета: это могут делать как родители, так и старшие дети. Играйте с ребенком в магазин, в парк аттракционов, в дочки-матери, в доктора, - словом, в любые профессии и ситуации, которые вызывают любопытство малыша или могут быть ему интересны: это не только поможет стимулировать воображение, но и позволит вам в удобной игровой форме продемонстрировать ему какие-то правила поведения. Например, когда игрушки возвращаются с прогулки, они здороваются с теми игрушками, которые ждут их дома, а прежде чем сесть обедать, им нужно помыть руки.


Игры в магазин, в детский сад помогают обучать ребенка азбуке и счету: показывайте малышу буквы, цифры, объясняйте абстрактные понятия «больше», «меньше», «столько же» - в игре все это усваивается проще. Подключайте к игре новых персонажей: например, вчера в магазин приходил за медом только мишка, а сегодня придут еще и кукла, и собачка, и каждому нужно что-то свое.


Сюжетно-ролевые игры стимулируют развитие речи: поощряйте ребенка во время игры комментировать собственные действия, рассказывать, что он намерен делать дальше. Если ребенок освоился в игре, не подсказывайте ему решение (например, мы едем на машине, и вот на дороге затор, что мы будем делать?), дайте возможность придумать самому.


Наблюдайте за тем, как играет ребенок, как ведет себя в игре: так вы можете узнать о нем что-то новое (например, если по сюжету кукла посещает ясли, обратите внимание, не обижают ли ее там другие игрушки). Играйте с увлечением, пусть ребенок видит, что вы получаете удовольствие от игры: ведь для него это очень важное и серьезное дело.



Вернуться назад