Основы воспитания

Основы воспитанияРазрешая или запрещая ребенку что-либо, мы не только знакомим его с тем, как устроен окружающий мир, - например, что плита горячая, и поэтому ее трогать нельзя, а то обожжешься. Устанавливая разумные запреты, мы также демонстрируем малышу: мы, родители, большие и сильные, мы контролируем ситуацию, а значит, рядом с нами ты в безопасности.

 

Разумеется, ребенок не всегда слушается с первого раза: это вполне нормально и для более старшего возраста – ведь он отдельный от нас человек, у него есть своя воля, поэтому вполне естественно, что, если его желания противоречат нашим, он выражает протест. Но если спокойно и твердо отстаивать свою точку зрения, со временем ребенок примет ее и успокоится. Всегда старайтесь простыми словами объяснить малышу, почему именно вы что-то ему запрещаете: даже если он пока поймет не все, то непременно почувствует и усвоит, что вы его уважаете, считаетесь с ним и хотите ему добра.


Это не значит, что жизнь ребенка должна состоять из одних запретов. В сущности, категорических «нельзя» не так много: никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя причинять боль живым существам и подвергать опасности свою и чужую жизнь и здоровье. Все остальное в зависимости от ситуации родитель может как запретить, так и разрешить: например, сейчас нельзя играть, потому что пора спать, но вообще играть можно и нужно.


Вместе с тем, что нельзя, непременно должно быть и то, что можно: в противном случае вы рискуете отбить у малыша охоту исследовать окружающий мир. Ребенок должен понимать, что, к примеру, брать острый нож нельзя никогда, а вот ложку – пожалуйста, или открывать шкафчик с бытовой химией нельзя (поэтому он и заперт), а с игрушками – можно. И, конечно, в запретах важна последовательность: если один из родителей что-то малышу запретил, второй, а также бабушки и дедушки, ни в коем случае не должен этого разрешать.


Обратите внимание, что до 3 лет дети не понимают, что не все, что можно дома, можно и на улице. Если на прогулке внимание малыша привлекло что-то потенциально опасное, иногда эффективнее не объяснять ему, что это нельзя, а переключить внимание ребенка на что-то другое.


Помните, что воспитание, как любое общение, не ограничивается словами. Дети наблюдают за тем, как вы ведете себя в той или иной ситуации, и следуют в первую очередь вашему примеру, а не наставлениям.



Вернуться назад