Мама
– первая, лучшая и самая любимая учительница для малыша. Именно у нее он учится
говорить, узнает об окружающем мире. У мамы и ребенка есть главное, без чего
процесс обучения немыслим: доверие, контакт и «обратная связь». В 4,5 месяца
ребенок уже «включен» в процесс общения, он понимает, что вы обращаетесь к
нему. Разумеется, он еще не готов посещать курсы раннего развития: для этого малыш
должен хотя бы самостоятельно сидеть и ползать. Однако обучение уже идет, и
достаточно быстро. Ребенок учится тому, что взрослый воспринимает как само
собой разумеющееся: владеть собственным телом, произносить звуки и слоги,
выражать свои эмоции.
Ребенок
в 4,5 месяца исследует, как именно двигаются его ручки и ножки, как
переворачиваться на бок. Он узнает, что, оказывается, можно приподниматься на
ручках, лежа на животе. Он готовится к тому, чтобы поползти. Вы можете помочь
ему научиться переворачиваться: положите рядом с малышом, сбоку от него в кроватке,
яркую игрушку. Ребенок будет тянуться к ней и постепенно поймет, как
переворачиваться на бок.
В
4,5 месяца активно развивается хватательный рефлекс. Опускайте в кроватку к
малышу ленточку или веревочку с завязанными узелками: ребенок будет ее хватать (быть
может, даже перехватывать из одной руки в другую) и отпускать. Желательно,
чтобы предметы, которые вы даете малышу, были разной фактуры, цвета, размера:
помимо мелкой моторики и тактильных ощущений, это помогает развивать восприятие
и речь, так как центры, отвечающие за мелкую моторику и за речь, в головном
мозге расположены рядом.
Идеальное
средство для развития мелкой моторики и восприятия – сенсорный коврик, причем
малыш может как самостоятельно исследовать его, так и с маминой помощью.
Покажите ребенку, как здорово играть во все эти нашитые, висящие, звонящие
штуки: малыш заинтересуется и примется изучать коврик самостоятельно.
Эмоциональная
и интеллектуальная сфера в 4,5 месяца тоже стремительно развивается. Малыш
произносит свои первые гласные и согласные звуки, складывает из них слоги. Повторяйте
за малышом его первые звуки и произносите новые, чтобы он повторял уже за вами.
Кстати, дети, с которыми много разговаривали, в дальнейшем проще осваивают
иностранные языки.
Общайтесь
с ребенком, называйте ему предметы, которые он видит вокруг, листайте с ним
книжки с картинками, читайте ему стихи, пойте песенки. Можно взять пальчиковых
кукол и показать лежащему в кроватке малышу настоящий кукольный спектакль. В
4,5 месяца ребенок будет с интересом следить за приключениями игрушечных
зверят, особенно если вы сопроводите их эмоциональным рассказом. А когда
маленький зритель подрастет, с удовольствием попробует себя в качестве
режиссера.
Чем
бы вы ни занимались вместе с ребенком, главное – чтобы это приносило радость и
вам, и ему. Тогда процесс обучения и развития будет максимально быстрым и
эффективным.
|