» » »
Версия для печати

Выбор ранца

Использование ранцев для переноски учебников, тетрадей, пеналов, письменных принадлежностей более целесообразно, чем портфелей. Переноска книг и ученических принадлежностей в ранце на спине способствует более равномерному распределению нагрузки и формированию правильной осанки.

 При выборе ранца следует обращать внимание на следующие 10 признаков функционального ранца:

  • вес пустого ранца (без тетрадей и учебников) не должен превышать 700 г;
  • конструкция ранца должна быть формоустойчивой, обеспечивая плотное прилегание к спине ребенка и равномерное распределение веса;
  • спинка ранца должна быть полужесткой, желательно с использованием специальных массажных профилей;
  • плечевые ремни в верхнем отрезке должны быть широкими - 40-45 мм; 
  • высота передней стенки ранца должна составлять 220-260 мм;
  • ширина ранца не должна превышать 60-100 мм;
  • длина ранца не должна превышать 300-360 мм;
  • материал, из которого изготовлен ранец, должен быть прочным, с водоотталкивающими свойствами, удобным для чистки и ярким по цвету;
  • материалы, из которых изготовлен ранец, должны иметь сертификат, подтверждающий их гигиеническую безопасность.

Педагогам и родителям следует воспитывать у детей бережное отношение к ранцу. Необходимо содержать его в чистоте и постоянно проверять содержимое для того, чтобы в нем не было лишних и ненужных вещей, которые сильно утяжеляют ранец.


Для того, чтобы обеспечить условия безопасного ранца, необходимо строго соблюдать и постоянно контролировать вес ранца с ежедневными учебными комплектами. Вес ранца с ежедневными учебными комплектами не должен превышать:

  • для учащихся 1-2-х классов – 2,2 кг,
  • для учащихся 3-4-х классов – 3,2 кг.

В качестве ориентировочного теста для проверки соответствия веса ранца с учебниками и тетрадями нормативным требованиям используется вычисление отношения веса ранца к весу ребенка. Оптимальное соотношение составляет 1 к 10. Такой подход учитывает и индивидуальные возможности ребенка.


Невнимательное отношение ребенка и родителей к тому, что находится в ранце – зачастую дети носят лишние учебники, тетради, посторонние предметы. Наиболее радикальным способом снижения веса ранца с ежедневными учебными комплектами является приобретение второго комплекта учебников для постоянного использования и хранения в классе. 



ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.2. - 2010

2.8.25. Нормативы веса ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей составляют: для учащихся 1-2-х классов – не более 1,5 кг, 3-4-х классов – не более 2,5 кг; - 5-6-х - не более 2,5 кг, 7-8-х – не более 3,5 кг, 9-11-х – не более 4,0 кг.

Вес ранца без учебников для учащихся 1-4 классов должен быть не более 500-700 г. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4-4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.