» » »
Версия для печати

Формирование пищевых привычек

Привычка питаться правильно, вкусно и разнообразно формируется в раннем детстве. Причем речь идет не только о меню. Огромное значение имеет и то, как сервирована еда, и атмосфера, в которой ест ребенок: все это определяет будущее пищевое поведение.

Формирование пищевых привычекРебенок в 11 месяцев получает так называемый «ясельный стол», то есть протертую пищу. Но все основные «взрослые» блюда в меню малыша уже, как правило, присутствуют, пусть и наряду с баночным прикормом. Грудное молоко или искусственная смесь постепенно уходят из рациона: если ребенок на ГВ, то в этом возрасте обычно мама дает ему грудь с утра и перед сном (и иногда ночью), так что молоко для него, скорее, питье и «успокоительное», а не еда.

 

В 11 месяцев малыш уже попробовал все основные продукты, а значит, у него наверняка появились свои предпочтения: например, пюре из кабачков он ест охотнее, чем из цветной капусты. Разумеется, не надо лишать ребенка любимых блюд, но и кормить только тем, что ему нравится, не стоит. Периодически предлагайте ему разные продукты: пусть малыш привыкает, что питаться нужно разнообразно. Иногда, если ребенок отказывается от того или иного блюда, проверьте, быть может, ему не нравится какой-то запах, причем не обязательно того продукта, которым вы его пытаетесь накормить. Скажем, перед тем как усадить малыша за стол, вы жарили рыбу или готовили что-нибудь острое: иногда на аппетит ребенка могут влиять резкие посторонние запахи.

 

За завтраком, обедом и ужином малыш сидит за столом вместе со всеми членами семьи, «как большой», на своем собственном месте. Старайтесь поощрять желание ребенка побыть с близкими: он должен чувствовать себя частью семьи. К тому же, наблюдая, как папа с мамой пользуются столовыми приборами, малыш наверняка будет активнее учиться есть ложкой, а потом и вилкой. Дети в этом возрасте стараются во всем подражать взрослым: если ребенок хочет есть самостоятельно (или пить из чашки), не надо ему мешать. Да, некоторое время вам придется отмывать стол, стул, пол и ребенка, но ведь без ошибок не обходится ни одна учеба.


Если в обычное время обеда или полдника малыш не проголодался, ни в коем случае не надо настаивать и кормить силой: он непременно поест позже, когда сам захочет. Пусть ребенок с ранних лет привыкает, что еда – это удовольствие, а не повинность, которую придумали взрослые непонятно для чего. Даже если ребенок малоежка или ест неохотно, долго и после уговоров, старайтесь не отвлекать его внимание мультфильмами или просмотром телепередач: отучить его от этого в старшем возрасте будет очень трудно. И, разумеется, не стоит самим подавать ему такой пример.


Помните, что, приучая ребенка с ранних лет питаться правильно, вы закладываете основу его будущего пищевого поведения, а следовательно, и самочувствия.