Пальчиковые сказки – не просто веселая и интересная игра: они развивают кисти рук и мелкую моторику, а также фантазию и речь (т.к. центры, отвечающие за речь и мелкую моторику, в мозгу находятся рядом). Существует масса пальчиковых сказок, а играть в них можно абсолютно везде.
Мелкая моторика: пальчиковые сказки
Кнопки и клавиатуры многочисленных гаджетов, которые в наши дни окружают детей с самых ранних лет, не способствуют развитию мелкой моторики. У ребенка, который занят игрой в смартфоне или на планшете, работают в основном большие пальцы, остальные же не участвуют в процессе или задействованы слабо. К тому же мультимедийными устройствами слишком легко управлять, так что пальцы не получают достаточной нагрузки. Это вовсе не значит, что нужно раз и навсегда отказаться от гаджетов, пока ребенок не подрастет, однако мелкую моторику у малыша лучше все же развивать в традиционной игровой форме.
Существует множество пальчиковых игр – от коротеньких, знакомых всем с детства стишков-потешек наподобие «Сороки-вороны», до целых сказочных представлений, которые можно разыгрывать с помощью пальчиковых кукол. У пальчиковых игр-потешек масса преимуществ: во-первых, рифмованный текст отлично запоминается (а следовательно, ребенок не только тренирует память, но и пополняет активный и пассивный словарный запас), во-вторых, развивается мелкая моторика (т.к. любая потешка подразумевает, что нужно выполнить определенные движения пальцами и кистями), в-третьих, ребенок учится сам рассказывать связные истории. С помощью таких игр можно занять малыша не только дома, но и, к примеру, во время поездки в транспорте или в очереди в поликлинике.
Пальчиковые сказки можно разыгрывать с помощью «театра теней»: поставить в темной комнате лампу так, чтобы свет падал на стену, показать ребенку, как на стене складываются фантастические тени, и научить его показывать различных «героев».
С пальчиковыми куклами можно разыгрывать целые театральные представления. Кукол можно купить, изготовить из бумаги, сшить или связать, а можно и просто нарисовать на пальцах смываемыми фломастерами или красками. Можно разыгрывать истории на основе любимых сказок ребенка, можно самим придумывать сюжеты с известными персонажами (принц, принцесса, мишутка, собачка и т.п.). Обязательно вовлекайте малыша в игру: если он пока что разговаривает не очень хорошо, произносите текст сами, но все равно просите по возможности ребенка повторить, ну а если малыш уже бойко говорит – поощряйте его рассказ и фантазию!