Главная » От 0 до 3 лет » Развитие ребенка » Психоэмоциональное развитие » Уроки вежливости для самых маленьких
Версия для печати

Уроки вежливости для самых маленьких

Речь - не только средство выражения, но прежде всего социальный навык: ребенок учится не просто говорить, а успешно взаимодействовать с окружающими. Поэтому так важно с самых ранних лет воспитывать в малыше вежливость и учить его «волшебным словам».

Уроки вежливости«Мама», «папа», «дай» - первые слова ребенка обычно обозначают близких или сообщают миру о том, чего хочет малыш. Ребенок осваивает их раньше всего не только потому, что это самое главное в его жизни: просто каждое из этих слов выражает то, что ему понятно. С так называемыми «формулами вежливости» в данном случае сложнее, поскольку малыш еще толком не осознает, для чего они нужны. Все эти «спасибо», «пожалуйста», «извините», «до свидания» не успели стать его внутренней потребностью, в отличие от «дай» и «хочу». Поэтому очень важно, чтобы близкие спокойно и последовательно прививали ребенку простые правила человеческого общения.


Недостаточно говорить малышу «скажи тете спасибо» или «попрощайся с бабушкой»: все равно он будет повторять не за вами, а вас, то есть копировать ваше поведение. Хорошо, если уважительное отношение друг к другу принято в семье: к примеру, за столом близкие желают друг другу приятного аппетита, не повышают голос, разговаривают друг с другом доброжелательно. Тогда правила вежливости малыш усвоит легко, буквально «из воздуха». Если сам ребенок в ответ на выполненную просьбу слышит от мамы «спасибо», ему станет понятно, в каких ситуациях и для чего используют это слово, и он тоже привыкнет благодарить. Если мама обращается к ребенку с уважением, не делает ему замечаний по пустякам, а если и поучает, то спокойно и с любовью, регулярно хвалит его, малыш тоже будет стараться вести себя вежливо.


Вежливость – это не только и не столько «волшебные» слова: это чувство такта, умение учитывать не только собственные, но и чужие интересы. Проще всего объяснять это на примере взаимодействия со сверстниками: терпеливо говорить ребенку, что, допустим, нельзя обижать других детей, что надо учиться делиться и т.п. Разумеется, в 1 год 10 месяцев малыш еще физически не способен так же чувствовать чужое состояние, как ребенок постарше, но все равно нужно учить его относиться с вниманием не только к домашним, а вообще к окружающим. И здесь, как и в случае с формулами вежливости, очень важен личный пример: если родители уважают в ребенке личность, если малыш с самого раннего возраста видит в семье чуткое, заботливое отношение друг к другу, это непременно станет для него нормой жизни.