Главная » От 0 до 3 лет » Развитие ребенка » Психоэмоциональное развитие » Я расскажу тебе мир: общение с ребенком
Версия для печати

Я расскажу тебе мир: общение с ребенком

В 1 год 10 месяцев одни дети уже знают и произносят до 50 слов, а другие только-только осваивают первые слоги. И то, и другое – разновидность нормы, поэтому не стоит расстраиваться и сравнивать малыша со сверстниками. А вот помогать ему развивать речь можно и нужно.

Общение с мамой: уроки речиС ребенком нужно разговаривать постоянно – не только во время игр, развивающих занятий и совместных прогулок, но всегда, когда он рядом и просит внимания. Комментировать свои и его действия («Я наливаю тебе сок. Он вкусный»; «Какой ты молодец, собрал пирамидку. Она высокая»), называть предметы обихода, то, что вы видите вокруг, - словом, фактически работать «в режиме радио». Не следует подстраиваться под язык малыша, сюсюкать или чрезмерно упрощать речь: говорите естественно, так, как вы привыкли. Конечно, многого малыш пока не поймет, но основные слова, обозначающие предметы и действия, таким образом войдут в его словарный запас – сперва пассивный, а со временем и активный.


Чтобы ребенок лучше запоминал названия предметов, позвольте ему с ними взаимодействовать: например, он лучше запомнит слово «песок», если поиграет с ним на детской площадке или на пляже, а слово «теплый» - коснувшись теплой поверхности. Показывайте и объясняйте малышу, что одним и тем же словом могут называть множество одинаковых предметов: например, кошка – не только та, которая живет у вас дома, но и мягкая игрушка, и рисунок в книжке, и котенок соседей.


Обратите внимание, что детям в этом возрасте свойственно обобщать предметы по какому-то одному признаку: допустим, ваша собака громко лает, и на какое-то время для малыша «ав-ав» будут не только все собаки, но вообще всё, что издает громкие звуки, в том числе и проезжающая мимо машина. Это вовсе не говорит о том, что ребенок не отличит собаку от автомобиля: просто он для себя выделил главный признак (громкость) и сравнивает по нему явления.


В общении с ребенком, который пока не говорит, не следует ограничиваться только монологами: просите его повторить за вами какие-то слова («Это дядя. Кто это? Правильно, дядя» - пусть даже у ребенка сперва это прозвучит как «дя»). Если малыш уже неплохо говорит – пусть учится сообщать о своих желаниях не только жестами, но и словами (кстати, многие дети осваивают глаголы раньше существительных – все эти «дай», «хочу» и т.п.).


Старайтесь следить за своей речью, избегать слов-паразитов («ээээ», «как бы» и т.п.): их моментально подхватывают даже взрослые, что уж говорить о ребенке. Обязательно показывайте малышу, что вы внимательно его слушаете, что вам интересны его слова: так у него будет дополнительный стимул заговорить.