Главная » От 3 до 6 лет » Я расту от 3 до 6 » Психоэмоциональное развитие » Психическое развитие дошкольников
Версия для печати

Психическое развитие дошкольников

Четыре дошкольных года, с 3 до 7 лет, - время, когда ребенок совершает большой скачок не только в физическом, но и в психическом развитии. Если в 3 года это «вчерашний малыш», который только учится находить язык с окружающим миром, исследует свои и чужие границы, то в 6-7 лет – практически сформировавшаяся личность.

Психическое развитие дошкольниковУ ребенка 3-7 лет активно развивается речь, память, совершенствуются социальные навыки, увеличивается потребность в общении. Ребенок познает мир и свое место в нем, учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, подчиняться дисциплине и отстаивать свое мнение. Разумеется, кто-то из детей развивается быстрее, кто-то медленнее, у всех разный характер и темперамент. Но в среднем психическое развитие дошкольника укладывается в следующие рамки:


·В 3 года ребенок осознает себя как отдельную самостоятельную личность: это заметно в первую очередь по тому, что он учится правильно употреблять личные местоимения. В 3 года ребенок использует до 1500 слов, а понимает – в 5-8 раз больше; речь его становится более правильной. Он проявляет большой интерес к языку: «пробует» все слова «на вкус», с удовольствием изобретает новые (вспомните хотя бы популярную книгу К. Чуковского «От двух до пяти»). Развиваются и другие творческие навыки: ребенок с удовольствием рисует, лепит, делает поделки.

К менее приятным признакам взросления относится так называемый «кризис трех лет» (который, к слову, может начаться и в 3,5 года, и даже позже). Малыш, даже самый послушный и ласковый, вдруг начинает капризничать, упрямиться, не слушаться. Главное – понимать, что в большинстве случаев это неизбежный этап взросления: ребенок исследует мир «на прочность», на личном опыте проверяет, что можно, чего нельзя. Все, что требуется родителям – это терпение и спокойствие: спустя некоторое время кризис минует, ребенок просто его перерастет.


·В 4 года ребенок с удовольствием играет и общается со сверстниками, придумывает новые сюжеты для игр, поскольку игра для него сейчас – это не только развлечение, но и способ общения, познания мира, возможность примерить на себя разные роли. Она стимулирует воображение, сообразительность, волю. Также в этом возрасте у ребенка быстро развивается память, поэтому полезно заучивать с ним стихотворения, учить иностранные языки.


·В 5 лет у ребенка продолжает активно развиваться память и речь: он с удовольствием общается не только со сверстниками, но и со взрослыми, задает вопросы, делится впечатлениями. Маленькие фантазеры в этом возрасте могут начать сочинять сказки, какие-то истории, разрыгрывать с друзьями (или в одиночку, с игрушками) целые театральные представления с четко расписанными ролями.


·В 6 лет ребенок - практически сформировавшаяся личность: он усвоил основные этические нормы, узнал, что можно, что нельзя. Как правило, в 6 лет дети уже неплохо социализированы и готовы к обучению в школе. Они понимают, что такое дисциплина и для чего она нужна, способны подчиняться требованиям. Ребенок в 6 лет может и должен участвовать в жизни семьи: например, выполнять посильную домашнюю работу, помогать ухаживать за младшими братьями или сестрами.


·В 7 лет ребенок готов к обучению и психологически, и интеллектуально: увеличивается его память и словарный запас (в среднем в 7 лет он составляет от 3,5 до 6 тысяч слов). Дети умеют говорить сложными, грамматически правильными фразами, понимают причинно-следственные связи, способны выстраивать длинный связный рассказ.

 

Для всестороннего развития ребенка необходимы не только игры, интересная информация, творчество и общение, но и благоприятная и доброжелательная атмосфера в семье. Помните: любое развитие начинается в состоянии душевного покоя.