Современный мир - мир стремительного технического прогресса и информационных технологий. Это мир, требующий от нас быстроты реакции и эффективности коммуникации.
Не секрет, что хорошо поставленный голос и грамотная речь – путь к успеху в профессиональной жизни. Великий полководец и лидер Наполеон любил повторять: «Кто плохо говорит, тот карьеры не сделает!».
Для представителей целого
ряда профессий (певцы, актеры, дикторы, экскурсоводы) голос является основным
рабочим инструментом. Этот инструмент является настолько требовательным и
ценным, что нередко становится объектом страхового возмещения. Первой в мире застраховала
свой голос легендарная певица Марлен Дитрих, а Николай Басков стал первым из
застраховавших свой голос россиян.
Голос играет важную роль в
профессиональном успехе педагогов. Учителя, преподаватели, воспитатели сталкиваются
ежедневно с голосовой нагрузкой более 4 часов в день. При такой
интенсивной нагрузке особенно важно заботиться о здоровье голоса и о качестве
его звучания. По данным российских исследователей, 40-50% педагогов отмечают у себя различные голосовые нарушения:
охриплость, осиплость и даже потерю голоса1. Эксперты считают, что
качество голоса одинаково важно как для самого педагога, так и для его
учеников.
«С одной стороны, это важный
аспект, а иногда и маркер здоровья. Изменения голоса могут выдавать и
гормональные изменения, и некоторые ранее не диагностированные
заболевания. При любой охриплости человек должен обратиться к врачу. - предупреждает вице-президент ассоциации фониатров и
фонопедов России Ольга Орлова, д.п.н., проф. кафедры логопедии МПГУ. – Однако педагоги, которые встречаются с дисфонией или афонией регулярно, это делают
крайне редко.»
Современная система
образования предъявляет очень высокие
требования не только к профессиональной подготовке педагогов, но и
к проявлению их творческой индивидуальности, умению позитивно влиять на ученика, способствовать его
успехам. «Педагог должен владеть невербальными средствами общения (поза, жесты,
мимика, зрительный контакт, дистанция, характеристики голоса: интонация,
громкость, тембр и др.). - Ольга Орлова, д.п.н., проф. кафедры логопедии МПГУ.
- От искусства воздействия на учащихся в процессе педагогического общения, от
характера взаимодействия учителя и ученика зависит в конечном счете эффект
процесса обучения. Доказано, что нарушения голоса у педагогов снижают
успеваемость школьников: такие ученики
хуже усваивают материал и выполняют контрольные задания2».
Как научиться использовать
силу своего голоса? Как сохранить голос
здоровым?
Вот 7 полезных советов для
«профессионалов голоса»:
1. Правильный психологический настрой перед началом
рабочего дня или высокой голосовой нагрузкой: успокойтесь, почувствуйте
уверенность, энергию и оптимизм.
2. Всему свое время: не рекомендуется максимальная
голосовая нагрузка в первые два часа после пробуждения или обильного обеда. Планируйте
и чередуйте занятия с разной нагрузкой на голос в течение рабочего дня и недели
(объяснение нового материала, проверка домашних заданий, общение с родителями)
3. Постановка голоса: если вы еще не общались с
преподавателем ораторского искусства или техники речи, мы очень рекомендуем вам
пройти подобные курсы. Постановка голоса поможет не только говорить «красиво»,
но и поможет узнать, как снизить нагрузку на ваши голосовые связки.
4. Поза: лучше всего голос звучит в положении
стоя, если плечи расправлены, спина выпрямлена, руки расслаблены. В этом
положении задействованы все естественные резонаторы вашего тела, и голос
обретает новую силу и краски.
5. Гигиена голоса: это знание вредных факторов
и изменение неправильных привычек,
приводящих к нарушениям голоса. Аудитория с недоверием воспринимает голос с
охриплостью, осиплостью, кашлем и першением. Подобные симптомы могут возникать
не только в результате простуды, но и в стрессовом состоянии, при резкой
нагрузке на голос, и даже после употребления некоторых продуктов и напитков.
Важные рекомендации о гигиене голосаможно получить у врача или во время мастер-классов всероссийского социального
проекта «Секреты Голоса», который с 2016 года проводится при поддержке
французской компании Буарон.
6. Разогрев: перед важным выступлением голос
необходимо заранее привести в рабочее состояние. Для этого выпейте горячий
(приятный, не обжигающий) напиток. Спокойно поговорите с коллегой или
проговорите часть вашего выступления вслух.
7. Помощь для голоса: если вы столкнулись с
охриплостью или потерей голоса:
·обязательно
обратитесь к врачу.
·начните принимать
Гомеовокс, единственный лекарственный препарат, специально разработанный для
лечения охриплости, потери голоса и ларингита3, действующий с первых
дней применения4.
·соблюдайте
голосовой покой, избегайте шепота и разговоров, особенно по мобильному телефону
·постарайтесь
избегать острых, грубых блюд, очень холодных или горячих напитков, ограничьте
кофе, откажитесь от курения
1Гусева
Л.Н., 1995, Воhmе, 1974, И. Максимов, 1987, Вильсон Д.К. 1990, Радциг Е.Ю. 2007.
2Morton & Watson, 2001; Rogerson
& Dodd, 2005
3Инструкция по применению
лекарственного препарата для медицинского применения ГОМЕОВОКС®
4Радциг Е.Ю. Дисфония: причины,
способы коррекции и влияние различных групп лекарственных препаратов на
качество голоса. Фарматека. 2014; 11: 75-79.