Начало учебы в школе является очень большим стрессом для детского организма, особенно если ребенок пошел в школу с 6 лет. Поэтому в первом классе в качестве дополнительных внешкольных занятий старайтесь выбирать направления, связанные с двигательной, а не интеллектуальной нагрузкой, — плавание, велосипед, ролики, танцы или просто прогулки на свежем воздухе. Такой тип нагрузок поможет расходовать ребенку избыток энергии, тогда в школе он будет более усидчивым, внимательным, организованным. Со второго класса в зависимости от склонностей ребенка можно добавлять и дополнительные занятия интеллектуальной направленности — музыку, рисование; с третьего класса — иностранные языки.
Закаливание - укрепление здоровья детей
Самый простой и действенный способ укрепить здоровье ребенка — это закаливание. Закаливание — это повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Закаленные дети не боятся переохлаждения, перепадов температуры воздуха, влияния ветра. У них резко снижается заболеваемость.
Закаливание можно проводить различными способами, в том числе воздушными или водными процедурами. Вода обладает более сильным действием на организм, чем воздух. Так, действие воды с температурой около 26°С приравнивается к воздействию воздуха с температурой около 5°С.
Что дает закаливание? Если ребенок приучен к холоду, то реакция сосудов меняется, вплоть до обратной: под влиянием холода сосуды закаленного человека вначале суживаются, а потом резко расширяются. В какой момент закаливания происходит такое изменение реакции сосудов — через месяц, полгода или неделю? У каждого ребенка это индивидуально.
Для достижения наибольшего эффекта закаливания необходима постоянность воздействия и постепенное (не резкое!) повышение его интенсивности. Если остановиться на одной и той же интенсивности нагрузки, например поливать ребенка постоянно водой одной и той же температуры, не снижая ее, или проводить процедуры редко (несколько раз в месяц), то эффекта от такого закаливания не будет.
Ребенок не должен бояться! Эта процедура возбуждает, поэтому ее лучше делать утром или после школы, часов в 6-7 вечера, но не непосредственно перед сном. Старайтесь, чтобы ребенку было приятно. Не пугайте его, не настаивайте, если ребенок боится, чтобы не превратить всё это в стрессовую ситуацию. В таком случае контрастные обливания лучше проводить в форме игры.
Первый вариант игрового закаливания. Ставятся два таза с горячей водой (38°С) и столько же с холодной (27°С). И ребенок перебегает от одних тазиков к другим. Принцип контраста температур надо выдерживать и здесь: сначала горячая, потом холодная вода.
Второй вариант. Ребенок вечером купается в ванне. Дайте ему посидеть в ванне (но желательно, не больше 30 минут). Пусть он согреется в теплой воде. Или пусть он погреется под душем. А потом вы открываете холодную воду, и он подставляет пяточки и ладошки (достаточно на первый раз, а в последующие дни пробуйте облить холодной водой и спинку), или, если ребенок боится воздействия холодным душем, то можно вначале поставить тазик с холодной водой. И вот из теплой ванны — в холодный таз (или «под дождик»), а потом — опять в ванну. Добавьте еще теплой воды, если вода в ванне остыла. И — снова в холодную. И так не менее трех раз. Для лучшего эффекта закаливания процедуру надо постепенно изменять за счет увеличения времени холодовых воздействий. Впоследствии сам ребенок начинает требовать больше холодных обливаний, а нередко вообще отказывается от горячей воды.
Водные процедуры на природе. Очень хорошо дать возможность бегать босиком, особенно утром. Замечательным эффектом закаливания обладает хождение босиком по росе. Как можно больше разрешайте ребенку бегать по воде на речке, на озере, на пруду. Можно обливать детей прямо на улице.
Заключение
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, использование профилактических и оздоровительных мероприятий позволяет значительно улучшить состояние здоровья школьников.
Желаем Вам и Вашим детям здоровья!