Частые заболевания респираторного тракта объясняются многообразием возбудителей, а также легкостью передачи возбудителя от одного человека к другому. У школьника, который посещает организованный детский коллектив (школу, кружки и секции) риск заболеть очень высок.
Кто такие часто болеющие дети (ЧБД)
Ведущее место в структуре патологии у младших школьников занимают
болезни органов дыхания, среди которых наиболее часто встречаются ОРЗ и ОРВИ.
Главная роль в формировании высокого уровня детской заболеваемости
респираторными инфекциями принадлежит контингенту часто болеющих детей (ЧБД),
который составляет от 15% до 25%. Часто болеющие дети – это не нозологическая
форма и не диагноз, а группа диспансерного наблюдения. Детей школьного
возраста, болеющих 4 и более раз в год, принято относить к часто болеющим.
Часто болеющие дети
имеют худшие показатели физического развития, физиометрические данные (мышечная
сила кистей рук и жизненная емкость легких), высокую распространенность
функциональных отклонений и хронических заболеваний по сравнению с эпизодически
болеющими сверстниками. У часто болеющих детей выявлены: большая частота
высокого уровня тревожности, эмоционального неблагополучия, состояния
выраженного стресса. У большинства часто болеющих детей повышенная
заболеваемость ОРЗ и ОРВИ не связана с наследственными болезнями и
приобретенной патологией, а сопряжена с изменениями иммунобиологических свойств
организма.
Как правило, ЧБД попадают в «порочный круг»: на фоне ослабленного
иммунитета ребенок переносит острую респираторную инфекцию, которая в свою
очередь еще больше ослабляет иммунитет.
Оздоровление детей, перенесших ОРЗ и ОРВИ
Приступая к занятиям в школе после болезни, младшие школьники сразу
включаются в учебный процесс и несут полную и даже повышенную учебную нагрузку,
связанную с пропусками занятий. Это нагрузка часто не соответствует
функциональным возможностям организма ребенка, поскольку клиническое выздоровление
не совпадает с биологическим, которое наступает лишь спустя 3-6 недель после
болезни и характеризуется полным восстановлением нарушенных функций и
адаптивных возможностей организма. В этот момент различные компоненты режима
(длительность занятий, питание, сон), чередование различных видов деятельности
школьника оказывают тонизирующее и общеукрепляющее воздействие на его организм.
При восстановлении нарушенных функций и работоспособности ведущим
является принцип ступенчатого (постепенного) включения организма в режим
возрастающих нагрузок.
Щадящий
режим дня
Щадящий режим должен заключаться в
следующем:
- ограничении продолжительности учебных
занятий в образовательном учреждении и дома;
- освобождении в течение 3-4 недель от
некоторых видов внеклассной деятельности: факультативных занятий, длительных
экскурсий;
- активном отдыхе на свежем воздухе
3-3,5 часа в день;
- дневном сне (для учащихся 1-3-х
классов) продолжительностью не менее 1 часа в течение 4-6 недель;
- освобождении от занятий физкультурой
на 1-2 недели, спортивных соревнований и туристических походов, связанных с
интенсивной физической нагрузкой, интеллектуальных олимпиад и конкурсов.
Для учащихся 6-10 лет щадящий режим и оздоровительные мероприятия
следует проводить в течение 4-5 недель. Часто болеющим детям щадящий режим и
оздоровительные мероприятия целесообразно назначать после каждого перенесенного
заболевания, даже если оно протекало в легкой форме.
Питание
Для оздоровления учащихся, часто и длительно болеющих респираторными
вирусными инфекциями, целесообразно 4-5-разовое питание, а также дополнительные
белковые завтраки с употреблением продуктов, содержащих белки животного и
растительного происхождения (мясные, молочные, рыбные, злаковые блюда, овощи,
фрукты). В то же время необходимо исключить из питания фаст-фуд.
Организация
домашних учебных занятий
Оздоровление учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, –
большая и сложная проблема, и решить ее можно только совместными усилиями
медицинских работников, родителей и педагогов.
Учащиеся должны выполнять домашние задания в несколько приемов с
10-20-минутными перерывами и не превышать существующих нормативов
продолжительности занятий (в 1-м классе – до 1 часа; во 2-м классе – до 1,5
часа; в 3-4-м классах – до 2 часов). Режим приготовления домашних уроков должен
особенно строго соблюдаться в течение 2-3 недель после болезни.
Организация
досуга учащихся
Полученные научные данные о распространенности гипоксии среди детей,
перенесших ОРЗ и ОРВИ, свидетельствуют о необходимости организации отдыха
учащихся на свежем воздухе достаточной продолжительности – 3,5 часа для детей
6-10 лет. Для увеличения продолжительности пребывания ребенка на свежем воздухе
родителям целесообразно продлить прогулку перед началом занятий – по дороге в
образовательное учреждение и прогулку после окончания уроков, а также
организовать отдых детей на свежем воздухе до и после приготовления домашних
заданий.
Непосредственно после перенесенной ребенком респираторной инфекции
родителям следует исключить из режима дня некоторые элементы досуга детей,
связанные с большой физической и/или психоэмоциональной нагрузкой, –
увеселительные поездки, посещения гостей и др.
В течение первых 2 недель продолжительность просмотров телевизионных
передач учащимися не должна превышать 60 минут в день, то же можно отнести к
использованию компьютера.
Дышим правильно
Существуют упражнения для
развития носового дыхания:
1. Плотно закрыть рот, прижав одну ноздрю пальцем, медленно выдыхать
и вдыхать воздух через другую, и наоборот.
2. Вдох одной ноздрей (вторая прижата), выдох другой (первая
прижата).
3. Вдох медленный ртом, толчкообразный выдох носом.
4. Вдох и выдох через сомкнутые губы (углы рта растянуты).
5. Сомкнув губы, надуть щеки, после чего, прижав кулаки к щекам,
медленно выдавить воздух через сжатые губы.
6. Вдох носом. На выдохе медленно произнести звук «М-М-М-М».
Статистика
Оздоровительные мероприятия обеспечат снижение заболеваемости ОРЗ и
ОРВИ у часто болеющих детей в 4 раза при сокращении продолжительности каждого
случая заболевания в среднем на 2 дня.
Организация щадящего режима дня для учащихся, перенесших ОРЗ и ОРВИ,
существенно (в среднем в 2 раза) сокращает сроки «биологического»
выздоровления, восстановления работоспособности детей, а также способствует
снижению в 2-3 раза числа повторных респираторных инфекций, уменьшает частоту
осложнений.