Главная » Здоровье школьника » Профилактика заболеваний » Детские болезни » Профилактика возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата
Версия для печати

Профилактика возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата

Если вовремя привить ребенку навыки сохранения правильной позы во время чтения и письма, соблюдения расстояния до книги, телевизора и компьютера, — они станут его полезными привычками. Значительно труднее переучивать ребенка, когда вас к этому вынуждает ухудшение состояния его здоровья (ухудшение зрения или выявленное искривление позвоночника).

Правильная осанкаНарушения опорно-двигательного аппарата ведут не только к нарушению осанки. Это не только и не столько эстетическая проблема. Позвоночник обеспечивает правильное взаиморасположение и функционирование всех внутренних органов. Поэтому следствием нарушений осанки могут стать патологические процессы в области сердечно-сосудистой, дыхательной и многих других систем.


Как самостоятельно проверить правильность осанки ребенка?

  

Разденьте ребенка до пояса и поставьте спиной к себе, попросите выпрямиться. Правильной (физиологической) осанкой ребенка считается такое положение тела, когда тело удерживается прямо, голова поднята, плечи слегка отведены назад и находятся на одном уровне по горизонтали, лопатки располагаются вдоль позвоночника симметрично и прилегают к спине, промежутки между опущенными вдоль тела руками и контурами тела должны быть симметричны с обеих сторон. При осмотре ребенка в профиль глубина шейного и поясничного изгибов позвоночника близки по значению, равномерны и колеблются в пределах 3–4 см в младшем школьном возрасте и 4–4,5 см в среднем и старшем школьном возрасте, живот подтянут, пупок располагается посередине живота. Ноги должны быть одинаковой длины, стопы иметь хорошо выраженный внутренний свод и подъем. Такое положение обычно сохраняется при ходьбе, сидении и работе.


При неправильной осанке необходима консультация ортопеда или хирурга. В большинстве случаев для коррекции осанки на ранних стадиях оказываются достаточными использование специальной гимнастики и контроль за правильной позой ребенка. Если нарушения осанки запущены, они могут привести не только к формированию заметных внешних дефектов, но и к нарушениям в работе внутренних органов.


Что такое правильная осанка?

Научить ребенка правильно сидеть при различных видах нагрузки одинаково важно и для формирования правильной осанки, и для профилактики нарушений зрения.

 

Вот основные принципы:

1. За столом (партой). Голеностопный, коленный и тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол. Между краем стола и грудной клеткой сидящего ребенка должно быть расстояние, равное ширине кисти ребенка.


2. При письме. Сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы. Позвоночник опирается на спинку стула. Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно. Надплечья находятся на одном уровне. Голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30–35 см. Тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30°. Левая рука (правая рука у левшей) ребенка поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх.


3. При чтении кисти поддерживают книгу с наклоном по отношению к глазам под углом 15°.

Негативно на формировании осанки детей сказывается ношение слишком тяжелых ранцев. С физиологической точки зрения вес ранца с учебниками не должен превышать 10% массы его владельца. Ранец должен иметь широкие лямки (4–4,5 см) и плотно прилегать к спине. В первом классе он не должен весить больше 1,5 кг, в 5-м классе — 3–3,5 кг. Можно посоветовать иметь два комплекта самых часто используемых учебников в школе и дома.