Главная » Здоровье школьника » Профилактика заболеваний » Первая помощь » Психологические аспекты оказания первой помощи
Версия для печати

Психологические аспекты оказания первой помощи

Свойственная всем детям активность и любознательность порой может сыграть с ними злую шутку, а всеми любимые подвижные игры – обернуться травмами. Главная задача родителей в такой ситуации – как можно скорее оказать помощь: либо самостоятельно, либо максимально быстро доставить ребенка туда, где им займутся профессионалы.

Оказание первой помощиТравмы (как мелкие, так и крупные), пожалуй, неизбежный спутник любого детства, своего рода «плата за взросление»: ведь совершенно невозможно усидеть на месте, когда остальные мальчишки и девчонки лезут на дерево, играют в индейцев или прыгают через глубокую канаву! Запретить детям быть детьми невозможно, да и немыслимо, поэтому все, что остается родителям – стать для ребенка «скорой помощью».


Как же вести себя в экстренных ситуациях?


Первое и самое главное правило в любой чрезвычайной ситуации – ни в коем случае не паниковать (и стараться не показывать ребенку, что вам страшно). Однако, если у вас прежде не было подобного опыта, предсказать собственное поведение довольно сложно: нам кажется, что усилием воли мы сумеем сохранить спокойствие и будем действовать четко и грамотно, на деле же бывает по-разному. Привыкнуть к ситуации ЧП, если только вы не врач-реаниматолог и не сотрудник экстренных служб, едва ли удастся, но можно разобраться с тем, как себя вести в таких случаях. Полезно бывает пройти курсы первой помощи (или хотя бы почитать соответствующую литературу). Это не значит, что полученные знания не дадут вам растеряться в сложной ситуации: все-таки чтобы сформировался навык, необходимо регулярное повторение. Однако вы по крайней мере будете понимать, что к чему, освоите простейшие приемы оказания первой помощи – например, научитесь правильно делать перевязку и т.п.


Второе правило: обязательно сохраните в телефоне номера местных экстренных служб, чтобы при необходимости звонить не 112, а в конкретную больницу, травмпункт и т.п. Речь идет о тех местах, где вы бываете чаще всего: обычно это дом, дача, дом родственников и т.п. – как правило, таких адресов немного. Хорошо, если в случае необходимости у вас будет время поискать необходимую информацию в интернете, но бывает так, что в нужный момент связь не ловит или ловит плохо, или мешает еще что-нибудь. И обязательно продумайте, как вы сможете самостоятельно доставить ребенка в медицинское учреждение (какое вызвать такси, кому из знакомых позвонить и т.п.): иногда это быстрее, чем ждать скорую помощь.

Будьте готовы ответить на вопросы врачей, есть ли у ребенка аллергия на определенные продукты или лекарства. Если вы не знаете (например, ребенок еще маленький и толком не принимал лекарственные препараты), лучше будет сказать врачам, что вы не знаете, чем что аллергии нет.


Третье правило: и дома, и на даче, вообще во всех местах, где вы планируете пробыть дольше одного дня, держите под рукой аптечку с материалами и препаратами для оказания первой помощи. Обязательно проверяйте, все ли необходимое в наличии, не истек ли срок годности лекарств. И непременно захватите с собой медицинский полис ребенка (в крайнем случае можно переписать номер, но лучше все-таки взять копию или оригинал документа).


И четвертое правило: ни в коем случае не ругайте ребенка, пока ему не оказали помощь и он не успокоился. Когда самое страшное будет позади, можете провести с ним беседу о том, как правильно себя вести, указать на ошибки, объяснить, что вы за него беспокоитесь. Но в минуту опасности он должен чувствовать только вашу поддержку и заботу.